Поездка в Китай - Юннань - Лидзянь и Лхасу - Тибет, Май 2013

Иллюстрации про Юньнань и Лидзянь - тут, а про Тибет - здесь.

1         Сычуаньский перец

Сычуанский перец  - вовсе не перец и совсем не острый, делается из перетертых оболочек плодов "зубного" дерева. Является одной из пяти составляющих "усянмянь" - смеси пяти специй, которую китайцы добавляют в мясо, птицу, рыбу, а также всюду куда можно и нельзя. Вызывает "невралгический шок" и неясно, почему до сих пор не внесена ООН, в список биологического оружия.

2         Лидзянь

Лидзянь и его жители Накси, внешне похожие больше на индийцев чем на китайцев, и их полу-матриархальный семейный уклад, замечательно описаны белым эмигрантом Петром Гуляром, в книге "Забытое Королевство", которую мы по совету Кати Варги, всю поездку с упоением читали. Древний центр бурлит жизнью, на узких улицах из лавок с резными дверьми, закрывающимися после полуночи, торгуют одеждой и чаем, кожаными изделиями и резными панно, жареными скорпионами и живыми раками. По улочкам как и раньше проносятся караваны лошадей пугая прохожих и опрокидывая лотки торговцев. Со времен описываемых Гуляром, добавились, разве что целлофановые накидки от дождя у погонщиков, и электрические мопеды, бесшумно мчащиеся по лужам, на ухабистых людных пешеходных улочках.

3         Ущелье прыгающего тигра

1. Предгорье Гималаев, две горы по 5 тусяч метро, разделенные узким ущельем по которому протекает Яндзы, названным в честь легенды о его перепрыгнувшем тигре.

2. На одной из гор, как и на большинстве остальных - Янтарного Дракона, квартируются Боги, и на нее подниматься нельзя. У Богов расписание, они присматривают за людьми с разных гор по расписанию. Переезды Богов бурно, отмечаются местными праздниками.

3. Шли по ущелью 3 дня. По всему маршруту, на точках с лучшим видом - местные жители, которые более или менее честным способами, стремяться лишить туристов денег.

4. Ночевали в гестхаусах, информация о которых, берется из сайта викитравел на Википедии. Маркетинг гестхаусы осуществляют пометкой маршрута стрелками на камнях, занижая расстояния до себя, а также редакционными войнами в википедии, утверждая, что до конкурента, который находится через 300 метров, идти час, или что у него нелюбезные хозяева.

5. На всех домах солнечные бойлеры и красные флаги в честь перво-мая. Построены новые двух-полосные шоссе, по которым в основном ходят караваны лошадей и пастухи гоняют коз.

4         Хаба

1. Хаба, гора высотой в 5,400м, находится с другой стороны Ущелья Прыгающего Тигра. Так как она чуть ниже, чем Драконья, и пренебрегается Богами, то доступна для людей.

2. Под горой деревня - растянутая почти на километр по вертикали, на пологом склоне. Нет нужды ехать в Южную Америку, Хаба - это живая  иллюстрация террас и дворцов, мертвого города инков - Мачу-Пикчу. Трудолюбивые китайцы вырубили на предгорье лес, расчистили камни, проложили ирригацию, построили сельскохозяйственные террасы.

2. Сердце горы - из мрамора и медной руды. Стены домиков в Хабе строят из мраморных камней, как из кирпичей. На простеньком деревенском кладбище, у которого даже ограды нет, надгробия из полированного мрамора. На могилах, чтобы по конфуциански уважить предков, стоят бутылочки со свежим пивом.

3. Волшебный хвойный лес на предгорье - весь в желтоватом мху, усыпанным лепестками больших розовых цветов, растущих на неопознанных деревьях. По лесу разбросаны зеленоватые камни с вкраплениями меди и куски нежного белого и розового мрамора, покрытые черными жилками похожими на иероглифы и заросшие желтоватым мхом.

4. В базовом лагере, на высоте 4000м - домик, без окон, в котором горят несколько костров по-черному, коптя людей и варя макароны в китайских скороварках, без которых вода не нагреется выше 70 градусов.

4. Гора очень трудная - крутая и базовый лагерь расположен на 1400 метров ниже пика, причем горизонтально от него, тоже километров 10. Вышли в 4 утра, встретили рассвет над линией облаков, из которых, как островки морского архипелага, до горизонта торчали верхушки других гор. После рассвета облака поднялись и пошел снег, перешедший в дождь, вершина Хабы была вся в тумане. Я в результате, в первый раз не дошел до вершины - до нее оставалось всего метров 100, а сил нет. Но Ленка дошла за нас двоих. Вернулись с промокшими насквозь  гортексными куртками и перчатками.

5. От базового лагеря до деревни, спускались по лесу на мулах, ведомых погонщиком караванов. Лошади сами прекрасно знали дорогу, но погонщики стремясь оправдать собственную необходимость, все время ругались на них, заставляя выбирать другие тропинки, так что мы не всегда успевали уклонится от острых веток и мокрых еловых лап, награждавших нас свежим ледяным душем. Время от времени, покрытый глубокой грязью склон становился настолько крут, что приходилось спешиваться и дать лошадям спуститься налегке.

5         Лидзянь - Ченгду (столица Сычуаня)

1. Скупили все сувениры и одежду в Лидзяне, к счастью налик кончился.

2. Провели 2 часа отыскивая обменник, никто включая полицию по английски не говорит и не читает. 40 минут, заполняли бумажки в банк оф чайна, в окружении трех охранников в касках и бронежилетах, чтобы поменять несколько долларов.

3. Таксист - мужик, рядом с ним обязательно - жена, которая всем руководит - В Лидзяне женщина глава семьи (в соседнем Тибете - матриархат). Сели в такси в аэропорт. Таксисты решили сэкономить 3 шекеля и ехали 45 минут вместо 15-ти, объезжая по полям платное шоссе. Въезд с полей в аэропорт - был осуществлен по встречной полосе скоростного шоссе. Приехали за 5 минут до закрытия рейса.

4. Прилетели в столицу Сычуаня - Ченгду. В аэропорту, нет информационного стола. Ощущение полной беспомощности. Таксист не может прочесть адрес по-английски, но терпеливо в течение часа, с телефонным другом искал гостиницу, прочесывая все переулки около аэропорта.

5. Клерк в гостинице общалась с нами через Гугл транслейт, тщательно переписывая английские буквы с компьютера на бумажку, как незнакомые иероглифы, выдавая телеграфные сообщения - "пасспорт", "подождите 5 минут", "когда вам в аэропорт?".

6. Ковры в недорогой гостинице похоже не менялись со времен монголов. Все улицы в Ченгду пахнут Сычуаньским перцем, наверно морят тараканов - они его один раз попробовав, умирают от голода, так как больше ничего в рот взять уже не могут.

5. Все кафе закрылись в 10 вечера , пошли за едой в супер. В супере все сублимированное: чипсы - с запахом стейков, хлебные палочки - с запахом сыра.  Вода - с запахом пива. После долгого перебора, умудрились выбрать хлебные палочки с Сычуаньским перцем.

6         Тибет и Китай

- Прилетели в Лхасу, столицу Тибета.

- Гид надел на нас по белому шелковому шарфу - символу искренности и сострадания

- В мире есть около 7 миллионов Тибетцов, половина живет в диаспоре.  Этнически совсем не похожи на китайцев, скорее на киргизов, которые живут недалеко. У тибетцев свой язык, не похожий ни на какие другие, и свой алфавит, адаптированный в 7-м веке из санскрита.

- Долина Лхасы похожа на Эйлат - окружена лысыми горами - мало растительности, практически пустыня. Вообще деревьев и даже кустов в Тибете практически нет. Китайцы начали высаживать деревья, но тибетцы относятся к этому без понимания.

- Бактерий и вирусов практически нету, кусок мяса может лежать без холодильника неделю при температуре 20 градусов, и не портится.

- Лхаса находится на высоте 3,500 метров, зовется местными - крышей мира. в Тибете находятся пять 8-тысячников - самых больших вершин мира, включая Эверест. Продвижение по городу и прогулки вокруг требуют как минимум недельной акклиматизации, которую мы успешно сделали в Юньнане.

- Гид рассказывал, что помимо западных туристов, водит группы по сотне паломников из Индии, которым Китайские власти дают визы на 13 дней, сделать Кору вокруг горы священной горы Кайлаш. В такой группе обязательно попадаются люди не успевшие заранее акклиматизироваться на высоте и у него несколько раз бывали смертельные исходы.

- Тибетцы очень религиозны, 99% себя определяет таковыми.

- Все Тибетцы с кем мы общались, очень критично настроены к Китаю, несмотря на то что оккупации уже более 50 лет и на то, что Китай в развитие Тибета вкладывает немало. Китай добывает в Тибете руду, обеспечивающую половину его потребности в редких металлах. Тибет полностью освобожден от налогов, и 90% расходов администрации оплачивается из федерального бюджета. Основная причина столь сильного антагонизма, то что Тибет был теократичным государством. Совсем не очевидно, как бы тибетцы относились к Далай Ламе, будь он реально во главе государства.

- Весь центр Лхасы раскопан, меняют канализацию; Весь город в лесах, говорят скоро приедет высокий чиновник на инспекцию.

- Огромное количество солдат и милиции, из 8 парков вокруг Лхассы, остался один, на месте остальных армейские базы. В городе милицейский участок буквально в каждом квартале. Станция милиции есть около каждого монастыря, даже женских с 50 монашками.

- Флаг Тибета запрещено вывешивать. Религиозные фестивали, кроме хождения Коры вокруг монастырей и гор, запрещены

- Очень развита альтернативная энергия. От зеркальных тарелок в фокусе которых, стоит нагревающийся чайник, до панелей над каждым фонарем, центральных солнечных электростанция с разбегающимися во все стороны высоковольтными линиями электропередач, электромопедов и туктуков тихонько подъезжающих сзади на пешеходных улицах в городе, и вызывающих инфаркт. Солнечных бойлеров в деревнях в отличие от Китая или Израиля мало, так как в деревнях нет водопровода - но практически везде есть электричество.

7         Религия в Тибете

- Первый Гид из деревни, очень религиозный, подкован во всех религиозных аспектах, но мало что знает кроме того. Раз 10 за день дал милостыню, во всех храмах опускается на колени.

- Второй гид - кочевник, тоже очень верующий, рассказывал очень серьезно про волшебство и магию. Дядя монах, сам учился при монастыре читать и писать, религии и истории Тибета. Окончил три года английской старшей школы. Неплохо говорит по английски, но с открытым ртом слушал объяснения на уровне первого класса про бактерии, белые и красные кровяные клетки, гигиену и акклиматизацию. Кочевники не растят овощей и фруктов, едят сушеных яков и кашу из ячменной муки. Мы предложили ему помидоров и огурцов, он сказал, что боится есть фрукты и овощи (как у нас некоторые - сырое мясо), долго расспрашивал, как их надо мыть, чтобы не заболеть.

- Буддизм запрещает есть мясо, так как учитывая переселение душ, убийство животных - убийство. Но если ешь свое животное, то меньшее наказание, чем если покупаешь в магазине (так как купить можно, что-то другое). Рыбу Буддизм запрещает есть вообще, так как в ней может быть икра, тогда сразу убиваются тысячи жизней.

- Май - месяц рождения Будды, а так же его вознесения, похож на ужасные дни в иудаизме, каждый хороший и плохой поступки усиливаются в тысячу раз.

- Все ходят Кору по часовой стрелке вокруг города и отдельных монастырей, некоторые падают ниц в садовых перчатках, подушечках на коленях и ударяясь лбом о мостовую каждые 10 метров. отмаливают грехи, женщины просят мужа

- Все увешено цветными флажками и многие кидают благовония в специальные уличные печи, везде стоят большие ступы - это традиции оставшееся от каннибальской религии Бон, в 7-м веке заменненной в Тибете Буддизмом.

- Надо читать молитвы, но можно крутить барабаны с текстом молитв, которые развешены на улицах и в храмах. Верх технологии - барабан с моторчиком от солнечного элемента  - молитвы читаются сами, ничего делать не надо.

 

Когда в 7 веке ввели Буддизм, не стали пускать статуи языческих богов по реке, как на Руси, а признали их существование, объяснив, что самый сильный языческий Бог по силе, на ступень ниже Буддистского монаха. Так что, у Тибетцев одновременно прекрасно уживаются все возможные религии и куча суеверий.

- основа Буддизм (С почти монотеистским Тао), но все верят в множество второстепенных божеств и серафимов из Индуизма и используют символику религии Бон

- разные демоны защитники - каждый монастырь пестует своего демона

- шаманы изгоняют злых духов

- стоят статуи великих лам и учителей наряду со статуями Будды и Буддисатв. Горят свечи, пахнет прогорклым сливочным маслом. Прихожане приходят с брикетом масла и добавляют в огонь.

- умирающему нужно положить в рот монетку, если не успели, так как человек умер внезапно или один, его душа не может уйти из этого мира и реинкарнировать (или попасть в чистилище), тогда родственники должны приложить массу усилий, для исправления этой проблемы советуясь с астрологами

- Например, Астрологи велят отнести 1000 глиняных иконок в монастырь, чтобы спасти душу мертвых

- Последний акт щедрости - тело умерших кладут на алтарь в горах, тело склевывает грифы и  душа попадает в рай (как у инков)

- Дырка в камне - длинная очередь из девушек, пролезают в дырку под камнем;  сильно нагрешившие застревают (а затем несколько дне худеют и учатся правилам поведения в гостях?)

8         Крестьяне, кочевники и горы

- Мы вышли на пятидневный трек, но с самого же начались проблемы:

- Гиды тянут деньги, говорят, что перевал заснежен и непроходим для яков, нужны портеры. Приехав к портерам слышим объяснения что каждый портер берет не больше 15 кг, а рюкзаки у нас очень большие. А то, что до это при заказе договаривались на 25 кг, так каждый кг он в Китае всегда только по 600гр. И поэтому нужен еще один портер. Но если портера мы не хотим, то можно больше заплатить. Мы сказали, что ничего платить не будем, если так не хотят поехали назад. Они помялись для виду, а мы согласились понести сами еще пять кило и вышли в путь.

- Оказалось, что местность на карантине от коровьего бешенства, поэтому яки и не ходят, но жулики портеры это скрывали

- Нас накрыл дикий ветер и снег с градом. За 10 минут полностью промокли. На уговоры встать уже лагерем, портеры говорили что завтра длинный переход и не дойдем. Потом правда оказалось, что впереди лагерь кочевников, с которыми те хотят тусить, а переход завтра всего 7 часов.

- Наутро выяснилась, что перевал в этом году пока непроходим, но нам предлагают повисеть три дня на перевале. Мы окончательно поняли, что с самого начала пройти было нельзя, нас заманили, чтобы потянуть дни, за которые портерам платят деньги. Наше терпение лопнуло и мы огорченные устроили скандал, потребовали немедленно вернуться назад и стали готовиться вернуться домой раньше времени (Потом выяснилось что снега за перевалом вообще уже было).

- Выслушав еще 1001 сказку про сюрпризы природы, неработающие телефоны и т.д., мы все же вернулись в Лхасу в туроффис, где нас ждал сюрприз - новый опытный горный гид и альтернативный трехдневный трек с яками и погонщиком.

- Новый трек начался успешно, приехали к монастырю Цупши на 4200м, вышли по красивой долине вдоль которой пасутся яки с завязанными бантиками, на стенах ущелья протянуты веревки с флажками пяти цветов Тибета: голубой - небо, белый - облака, зеленый - вода, желтый - песок, красный - огонь. По долине бегают олени, суслики. Гид сказал, что тут водятся медведи и снежные барсы, а так же дикие яки.

- Рядом деревня из четырех домиков, к ним идет линия электропередач, китайцы явно вкладывают в Тибет, хотя гид говорит, что только качают из него нефть (наличие нефти в Тибе Гугле не подтверждает).

- Зашли в домик к якмену (погонщику яков), домик уютнейший. Нас угостили сушеным мясом яка - мясо оставляют тухнуть, т.е. сохнуть на солнце три недели - попробовали из вежливости , чаем с маслом (и солью), я не смог пить, Ленка мужественно выпила; и съедобным супом с маслом и макаронами и мясом яка. Мы в качестве ответного жеста высыпали на стол несколько шоколадных сникерсов, очень ими обрадовав беззубых хозяев. Деревьев вокруг нет, готовят только на ячьем помете, золу используют для призыва духов и удобрений. Стоит спутниковая тарелка, работает черно-белый телевизор с каким-то китайским сериалом. На стене иконостас с Мао и его соратниками и фотографии разных Лам, детского и взрослого возраста. Плакат с Мао и китайский флаг обязывают вывешивать китайские власти. Дома самодельная лакированная мебель искусно расписанная. Гид сказал что все тибетцы прекрасно рисуют.

- Около одного из самых высоких мест обитания людей - деревни Летен, мы успешно проверили нашу новую палатку, на высоте 5000м. Маджадара и помидорный суп из пакетика на этой высоте в воде, при температуре кипения 65 градусов, тоже прекрасно варятся (в отличие от макарон - внимание Боря!!!).

- На следующий день, прошли через три перевала, вдоль разноцветных гор и живописнейших долин, окруженных заснеженными 5-6-ти тысячниками. Все вершины в пределах 2 часовой прогулки, но... На каждой живет по божеству и подниматься - табу. Самой высокой точкой стал третий перевал - 5,400м. После него начали спускаться, скользя по снежникам.

- В западном (менее развитом) Тибете - матриархат, семья женщины выбирает ей 2-3 мужей, обычно братьев, женятся одновременно. Кто - чьи дети, точно не знают, гадают на кого из отцов похож. Женщина ведет домашнее хозяйства, у мужчин у каждого своя роль -  кто в поле, кто ремесленник. В городе обычные отношения 1:1, теперь сами себе выбирают мужа-жену, но требуется разрешение родителей. Без него свадьба не состоится, хотя иногда влюбленные, не получившие одобрения родителей, сбегают из дома. 

9         Монастыри

- Монастыри есть женские и мужские, они являются одновременно религиозными, академическими и политическими и судебными институтами.

- Монаха слушаются больше чем гражданские власти, например он может остановить вендетту.

- Чтобы отпустить погонщика яков, нужно было заплатить. Гид одолжил у монахов 600ш, пока за нами не приехала машина и не привезла деньги. Монахи видя гида в первый раз, не раздумывая денег дали.

- В 60-х годах во время "культурной революции" многие монастыри были закрыты и частично разрушены, сейчас все восстанавливается, во многих монастырях стоят подемные краны. Только некоторые монастыри открыты для посетителей.

- В самом большом монастыре живут 5000 монахов.

- В монастыре Ганден (не путать с Гангам стайл) в горах, на высоте 3800 метров, живут 340 монахов, вокруг две станции китайской полиции, следят, чтобы монахи себя не подожгли.

- Билеты во дворцы и монастыри очень дорогие 100-200на нос, по словам гида деньги идут китайцам, музеи и монастыри существуют с дополнительных добровольных подношений.

- Разные ветви Тибетского Буддизма - менее или более строгие к поведению монаха.

- В некоторых можно иметь семью, муж монах - большой почет, так как может магией вылечить больных или изгнать духов.

- В Гандене мы видели толстых монахов, которые разливали бутылку водки на троих

- Монашки в женском монастыре Дорже Линг все время хихикали, вешали друг другу подзатыльники и смотрели мыльную оперу по телевизору в кухне, которая, кроме телевизора, за последние 1000 лет не изменилась. Я долго сомневался удобно ли попросить их сфотографировать, а они увидев камеру, накинулись и долго и кокетливо просили их сфотографировать и показать фото. Когда пришли старшие сестры, они вначале застеснялись своего непристойного поведения, но потом старшие сестры тоже стали фотографироваться, так что, только начало службы, спасло батарейку фотоаппарате. Нам сказали, что во время службы фото сессия не будет востребована, но они и во время нее подмигивали, пересаживались и строили глазки.

- Во время службы монашки разносили соленый масленый чай, а сама служба состояла из чтения мантр и игры на разных музыкальных инструментов - барабанов, труб, флейт, раковин, в общем это был целый в меру слаженный, большой оркестр.

10    Домой

Подустав от высоты и тибетских туалетов, в которых клиент прикрыт только ниже пояса, а результат физиологического процесса собирается для топки, мы стремились к пиву и цивилизации. Приехав в гостиницу в Лхасе, Ленка призналась, что ей снился унитаз.

Вернувшись в гостиницу, достойную принимать королевскую семью, мы быстро превратили шикарный номер в стойбище кочевников, развесив сушиться палатку, разложив альпенштоки, остатки провизии, горные ботинки и гору мокрой одежды и вонючих носков.

 

Май 2013,
Женя Нейштадт
 
http://www.neystadt.org/john/