Терроризм, как явление, и борьба с ним
В процессе развития и становления человечество неоднократно преодолевало конфликты, которые можно условно назвать конфликтами между эгоизмом и альтруизмом.
Первой группой таких конфликтов были конфликты между интересами отдельной особи и интересами семьи, затем между интересами отдельной семьи и интересами всего рода или племени. Эта группа конфликтов разрешилась приоритетом интересов семьи, а не отдельной особи, интересов рода (племени), а не отдельной семьи, причем, повидимому, эти приоритеты закреплены генетически, на уровне инстинктов.
На следующих этапах развития человечества при укрупнении сообществ людей и возникновении этносов и государств интересы отдельных племен постепенно подчинялись интересам этносов в целом или государств. На этом этапе важнейшим инструментом победы альтруизма является общая идеология, которая обычно принимает форму единой религии, на последующих этапах – национального интереса, интересов государства, великой американской мечты и т.п., при этом у одного этноса могут быть несколько или много религий, которые уживаются между собой.
Данный этап развития человечества продолжается до настоящего времени. Международные организации, такие как ООН, тоже утверждают примат интересов входящих в них государств перед интересами человечества в целом. Тут нет ничего удивительного, поскольку еще Сталиным были приняты меры, защищающие интересы СССР перед интересами хоть всего мира. Таким инструментом стало «право вето», которое СССР применял бессчетное число раз, а теперь, когда колонии освободились и многие из них превратились в тоталитарные режимы, «право вето» приходится все время применять США, особенно, когда выносятся на голосование антиизраильские решения.
В 21-м веке на наших глазах наступает третий этап, на котором интересы всего человечества будут иметь приоритет над интересами отдельных режимов и государств. Это жизненно важно для человечества, поскольку средства уничтожения достигают такого уровня эффективности и легкости использования, что в ближайшее время создастся угроза самому существованию человечества или огромных его частей.
К сожалению, на сегодняшний день не только нет механизмов защиты жизненных интересов человечества, не сформулированы принципы, нет даже понимания того, насколько это важно. США, повидимому, удовлетворены результатами операции в Афганистане и Ираке, а если поймают Бен Ладена, муллу Омара и Саддама Хусейна, будут считать, что отомщены полностью. Хотя охота за этими вождями «Оси зла» ничего не решит, нужно бороться с терроризмом, как явлением. Самый яркий пример того, они ничего не поняли, это их поведение по поводу арабо-израильского конфликта.
Следует отметить, что третий этап – это очень сложный клубок проблем, затрагивающий интересы практически всех государств и народов, интересы некоторых из них будут ущемлены при его реализации, но нужно понимать, что жизненные стратегические интересы человечества важнее тактических интересов отдельных народов и амбиций отдельных вождей. Следует отметить, что возможность постепенного решения проблем третьего этапа появилась только что, только после распада СССР и окончания противостояния двух систем. Между тем, решение проблем третьего этапа – дело срочное, нужно успеть, пока оружие массового уничтожения не оказалось в руках террористических организаций.
В данной работе делается попытка поиска путей решения отдельных проблем из этого клубка.
Я думаю, что ближайшие десятилетия главной проблемой человечества будет борьба против терроризма, причем этой борьба станет международной, т.е. большинство стран ее будут вести совместно.
Предыдущие сто пятьдесят лет терроризм считался вполне допустимым средством борьбы, и очень многие страны, в том числе СССР и США, обучали и финансировали террористов, для борьбы друг против друга, теперь им зачастую приходится бороться с террористическими организациями, которые они в свое время сами создали.
Следует отметить, что проблема терроризма, как явления, сложна и многогранна. Она не имеет простых решений, понимание этого очень важно, однако отсутствие такого понимания подтверждается в частности тем, что один из больших специалистов по этой проблеме, Юрий Давыдов, написавший целый ряд прекрасных и глубоких художественных книг на основе исторического материала о русских террористах, почти забыт в своей стране. Это меня несказанно удивило во время его 75-летнего юбилея некоторое время тому назад.
11 сентября мир осознал опасность терроризма, но ни теоретически, ни практически человечество не готово к ее решению. Попробуем уточнить некоторые связанные с терроризмом понятия.
Этот вопрос постоянно задается, когда, например, обсуждается, нужно ли считать палестинцев, или чеченцев, террористами или борцами за свободу.
Однако, сама постановка этого вопроса некорректна. Термин «Борец за свободу» характеризует цель, а термин «Террорист» — средство, которое борец за свободу использует для достижения намеченной цели.
Правильная постановка вопроса такая: является ли терроризм допустимым и эффективным средством для достижения поставленной цели? Ответ на этот вопрос был разным в различные периоды развития человечества.
Повидимому, нужно рассматривать отдельно два этапа терроризма в каждом случае:
¾ этап возникновения терроризма в какой-либо стране и
¾ этап жизненного цикла возникшего, развивающегося и оканчивающегося терроризма.
Эти два этапа существенно различаются между собой по целому ряду факторов, важнейшими из которых является сформировавшееся на втором этапе сообщество профессиональных террористов (революционеров), для которых прекращение террора приводит к их личному превращению из героев, вождей, кумиров общества в обычных граждан, а зачастую в уголовников или политэмигрантов. Эти люди всячески противодействуют прекращению террора. Кроме того, трудно преодолевается накопившаяся за годы борьбы взаимная ненависть между террористами и их жертвами. Поэтому добиться окончания террора гораздо сложнее, чем его предотвращения. Однако, предотвращение террора мало заботит человечество. Проблему начинают решать, когда уже трудно что-нибудь исправить.
Нужно различать индивидуальный и массовый террор.
Индивидуальный террор прошлого был направлен против конкретных людей, которые, как они (террористы) считали, совершили конкретные преступления, но тогда не существовало законных и доступных способов наказать их по справедливости.
Такой террор понятен и даже часто морально оправдан, убить негодяя, например, на дуэли или в драке, если законы или продажная юстиция не позволяют его наказать, часто одобряется обществом, в некоторых случаях приводит даже к ограничению произвола в стране.
Основным недостатком индивидуального террора является, отмечал Ленин, его неэффективность. Как правило, убивают плохого, но не очень, негодяя, а на его место приходит совсем плохой, которого даже и убить не удается, поскольку у него нет иллюзий, что он делает хорошее дело, он усиливает свою охрану и прекращает прием населения, зато искореняет всех, кто кажется ему подозрительным или потенциально опасным.
Поэтому большевики пошли другим путем и устроили массовый государственный террор, не очень разбираясь, кого и за что убивают.
Нынешний террор, как правило, массовый, погибают ни в чем не повинные девочки, или посетители рынков, или жильцы домов, его цель – запугать правительство и общество, а в настоящее время и весь мир. И, конечно, он приводит к огромным жертвам и совершенно аморален.
Поэтому, ближайшая задача человечества – искоренить массовый террор.
В момент воцарения Александра Второго после поражения в Крымской войне была ясна необходимость реформ, и в первую очередь, отмены крепостного права. В то же время, у него практически не было сподвижников: высшее чиновничество и полиция не были готовы к реформам, они работали по-старому, как при Николае Первом.
В 1861 г. было отменено крепостное право, принято много прекрасных реформ (судебная – суд присяжных, о земстве и ряд других, далеко не во всех странах Европы были такие передовые законы), но немедленного изменения жизни в России не произошло. Основная причина – ни крестьяне, ни помещики, ни чиновники, ни полиция не были готовы к их осуществлению. Помещики считали, что царь у них отобрал крестьян, крестьяне,– что помещики больше не хотят о них заботиться, чиновники и полиция, – что царь чудит и не нужно торопиться перестраивать жизнь. Отношение разных категорий к послереформенной ситуации в России прекрасно описано в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Причина этого в том, что не изменилась ментальность народа, а на изменение ментальности, как известно, нужно, чтобы сменились два поколения, т.е. порядка 40 лет. Действительно, через 40 лет, в начале 20 века в России появилась мощная промышленность, богатые купцы – меценаты, прекрасные инженеры, одни из лучших в мире. В России работали и талантливые иностранные предприниматели, например. Шлиман и Нобель, значит, был хороший инвестионный климат. Но это произошло через 40 лет.
А в начале 70-х годов 19 века молодые, образованные, идеалистически настроенные молодые люди, видя, что новое не может пробиться, решили, что дело в необразованности, темноте крестьян. И они двинулись в деревню просвещать крестьян, готовить их в новой жизни. Однако, крестьяне их не поняли, а полиция ловила и сажала в тюрьмы. Примерно в 1875 г. состоялся «Большой процесс», по которому проходили почти 200 человек. На этом процессе люди за безобидную пропаганду получили большие сроки каторги. Многие не дожили до процесса, умерли от побоев, от туберкулеза, покончили жизнь самоубийством (до процесса они сидели два года). Процесс показал, что в условиях России мирные методы не годятся, с этими тупыми чиновниками и полицией, а также царем, который это допускает, годится только один способ борьбы – террор. И началась охота за царем, которая привела к его убийству 1 марта 1881 г. И этот террор не прекращался до Первой мировой войны.
Силовая борьба (тюрьмы и казни) в этом случае, как правило, приводит к результатам, обратным желаемым, что и получилось в России.
Интересно вспомнить другой эпизод Народной воли. Незадолго до покушения на Александра Второго был арестован народоволец Григорий Гольденберг. Допрашивая его, следователь убеждал его, что правительство готово пойти на серьезные социальные преобразования, сотрудничать с народовольцами в деле реформирования России. Гольденберг поверил и много рассказал о народовольцах, какие они умные и честные люди, при этом сообщил фамилии. Однако, оказалось, что следователь его просто обманул и информация, сообщенная Гольденбергом, привела к многочисленным арестам. Узнав об этом, Гольденберг покончил жизнь самоубийством, а у всех поколений революционеров сложилось убеждение, что сотрудничать с правительством нельзя ни при каких обстоятельствах.
Между тем, в это время, с приходом к власти Лорис –Меликова действительно намечались преобразования, и, кто знает, может быть в случае переговоров с народовольцами и привлечения их к созидательной деятельности история России пошла бы по другому пути, преобразования произошли бы быстрее, а царь-освободитель Александр Второй остался бы живым.
Другой шанс у правительства России был в самом начале 20-го века. Московский начальник полиции Зубатов, считая, что царское правительство стоит над классами, пытался направить рабочее движение по тред-юнионистскому пути и добился определенных успехов, рабочие при забастовках стали предъявлять только экономические требования, а полиция, выступая на переговорах рабочих с капиталистами в качестве посредника, пару раз принимала сторону рабочих. Однако, посыпались жалобы промышленников в правительство, Зубатов был уволен, а этот шанс тоже был упущен. Другое начинание Зубатова — массовое внедрение агентов-провокаторов в революционные организации также не принесло успеха. Некоторые агенты-провокаторы заняли видное положение в революционных организациях (Гапон, Малиновский, Азеф), сумев вести двойную игру, предавая как своих товарищей по организации, что приводило к казням революционеров, так и своих полицейских начальников, так был убит Великий князь Сергей Александрович и министр внутренних дел Плеве.
Столыпин считал, что террор можно победить жестокими репрессиями. До нас дошли термины «Столыпинский галстук», что означало казнь через повешение, и «Столыпинский вагон», что означало вагон, в котором заключенных отправляли на каторгу. Против Столыпина были настроено большинство чиновников, которые не принимали его реформ. Очень скоро Столыпин был убит эсером, который, кроме того, был агентом охранки.
1) Возникновение терроризма очень часто связано с произволом властей, отсутствием мирных способов проведения реформ. Именно это привело в России после отмены крепостного права к перерождению мирной, ненасильственной организации «Земля и воля» в террористическую организацию «Народная воля».
2) Повидимому, должны быть созданы мирные средства борьбы мнений, чтобы противодействовать зарождению террора, направить реформаторские устремления в мирное русло. Также необходимо, чтобы власти вели пропаганду намечаемых реформ, объясняли людям, к чему они должны привести.
3) Репрессии, даже очень сильные, недостаточны для победы над террористами, поскольку ряды террористов все время пополнялись, в том числе, в ответ на репрессии.
4) Террор не привел к желаемым результатам, т.е., несмотря на большие жертвы, он не был достаточно эффективным.
5) Несмотря на то, что террор был индивидуальным, причем у эсеров был кодекс чести (Каляев, который мог убить великого князя Сергея Александровича, не стал этого делать, поскольку в коляске рядом с ним были его жена и ребенок, а убил его в другой раз, когда тот был один), террор нельзя оправдать с моральной точки зрения. Во-первых, часто по ошибке убивали не тех, кого наметили, а во-вторых, часто погибали посторонние, ни в чем не повинные люди, т.е. некоторые теракты по замыслу был индивидуальными, а по исполнения получались массовыми. Такими были взрыв в Зимнем дворце, произведенный Халтуриным, и взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове. В обоих случаях люди, на которых покушались, не были убиты и даже ранены, но было убито в обоих случаях много посторонних людей.
6) Наконец, русская интеллигенция не смогла создать идеологии, которая смогла бы стать действенным противовесом революционным идеологиям, не смогла найти альтернативного террору пути к «светлому будущему», более того, большая и лучшая часть интеллигенции увлеклась революционными идеями, а многие и терроризмом, как единственно возможным в российских условиях методом борьбы.
Для успешного террора необходимо следующее:
1) создание террористических организаций, в данном случае международных, совсем недавно многие великие державы способствовали этому для борьбы друг с другом;
2) наличие авторитетных руководителей, лучше харизматических лидеров, они не всегда малограмотные, иногда очень богатые и образованные, например, Бен Ладен;
3) идеологическое обоснование, для этого часто используется религия (Ислам) или борьба за светлое будущее человечества (коммунизм); или борьба бедных угнетенных народов мира против «золотого миллиарда» белых богатых народов во главе с США.
4) наличие достаточного финансирования, в общем случае довольно большого, в том числе для обучения исполнителей методам террора, оплату вознаграждения за теракты, для финансовой поддержки их семей, которая зачастую становится единственным средством существования семей потенциальных террористов;
5) наличие достаточного количества «исполнителей», которые обычно черпаются из числа бедных, малограмотных людей, не имеющих перспектив в жизни и тяготящихся своим положением (например, палестинцы или афганцы, которые не помнят жизни без террора). Интересно отметить, что интифада – это в первую очередь средство лишить возможности для палестинцев жить нормальной жизнью, получить образование, работать, получать достойную зарплату; что их превращает в потенциальных террористов, причем это превращение произведено террористическими лидерами сознательно, на наших глазах в течение последних 10-15 лет;
6) общественное мнение в странах или даже в мире, которое оказывает моральную, а в значительной степени, и материальную поддержку террору. Тут нужно вспомнить Савву Морозова; финансировавшего большевиков, и многих богатых мусульман из разных стран, дающих деньги на террор, хотя это опасно для их государств, для их класса и для них лично;
7) слабость, трусость, глупость властей, которые запоздало, неуклюже борются с террором, поддерживая у террористов надежду на успех. Солженицын считает, что роковым шагом царя был октябрьский манифест 1905 г., который был понят всеми, как слабость царя, испуганного революцией 1905-го года, а не добрая воля царя. То же относилось к противоречивой политике царской администрации относительно евреев, что привело к массовому их участию в революции. Кстати и Израильское правительство ведет себя по отношению к палестинцам очень нечетко, трусливо, противоречиво, в результате чего складывается впечатление, что Израиль можно запугать, а значит и нужно продолжать террор до победы.
Последние два пункта – это знаменитое Ленинское определение революционной ситуации – «Верхи не могут жить по старому, низы не хотят жить по старому».
Обидно, что прошедшие после 11 сентября месяцы практически не использованы для борьбы с терроризмом, как явлением. Однако, они показали, что сразу после жуткого теракта 11 сентября ни одна страна не нашла мужества отказаться от осуждения терроризма.
Тем не менее, все равно придется в более трудных условиях, чем сразу после 11 сентября, принимать основной принцип антитерроризма, который заключается в том, что никакая цель, даже самая справедливая, не может быть достигнута методами терроризма, наоборот, применяя методы терроризма можно потерять (возможно, на время), свою государственность. Этот принцип должен быть принят на общемировом уровне. Годится ли для этого ООН? Не знаю. ООН должно быть предложено принять единогласно этот принцип. Если найдутся страны, которые не захотят его принять, те страны, которые его примут должны организовать другую международную организацию (антитеррористическую), в обход ООН. Страны, которые не примут основной принцип, должны быть объявлены террористическими, со всеми вытекающими последствиями (санкциями, требованиями выдачи террористов, которые скрываются в этих странах, и т.п.).
Судьба ООН не должна особенно волновать. С самого начала это не была дееспособная организация, а текущий этап потребует организации, способной санкционировать антитеррористические операции против режимов и стран, представляющих опасность для своих народов и других стран. Представляется, что решение о проведении операций, подобных «Буре в пустыне» и Югославской должны приниматься не США единолично, а международной антитеррористической организацией.
На уровне мировой антитеррористической организации должен быть принят Свод законов против терроризма, который в частности должен включать следующие законы:
1) Запрещение помощи террористам:
¾ снабжения их оружием;
¾ их обучения на своей территории;
¾ их финансирования;
¾ предоставления им убежища;
¾ их отдыха, даже лечения, за исключением военнопленных террористов.
2) Запрещение пропаганды терроризма в средствах массовой информации, как способа достижения любых, доже очень важных целей. Это некоторое ограничение свободы слова, но следует препятствовать пропаганде человеконенавистнических теорий, идей фашизма, расизма, терроризма.
Страны, которые не выполнят этот запрет, должны быть подвергнуты санкциям, независимо от того, приняли ли они основной принцип антитерроризма, или нет.
3) Отказ от двойных стандартов. Европейские страны, США и Россия должны отказаться от «мнимого объективизма», реально помогающего террористам, не допускать вербовки террористов в своих странах, как в Англии, не допускать двойных стандартов, например, в пользу мусульман, как в Югославии и в Македонии (Европейские страны и США), или призывов к переговорам с Арафатом, но невозможности переговоров с Масхадовым (Россия).
4) Прекращение финансирования террористических организаций. Все обнаруженные счета террористов в банках всех стран мира должны быть заморожены. Все страны должны провести работу по поиску таких счетов. Вопрос о размораживании этих счетов должен в каждом случае решаться особо специальным международным органом. Таким образом, должны быть пресечены все финансовыми потоки, подпитывающие терроризм.
На страны, оказывающие поддержку террористам, должно быть оказано международное давление вплоть до гуманитарной интервенции и принудительной смены режима, формы давления и перечень террористических преступлений должны быть включены в антитеррористические законы.
Необходимо исключение, или хотя бы противодействие идеологическому обоснованию терроризма. Для этого должен быть сформирован представительный теологический орган, состоящий из авторитетных представителей духовенства всех основных религий, в том числе мусульманской, который сможет запретить терроризм, особенно массовый, особенно терроризм камикадзе для всех верующих, объявив его не дорогой в рай, а самым большим грехом и дорогой в ад. Возможно ли это? Да, возможно, поскольку большинство стран, в том числе мусульманских стран, не заинтересовано в терроризме, более того, боится его и не хочет, чтобы их страны погрузились в пучину фундаментализма и средневековья, чтобы террористы убивали руководителей этих стран, как убили Анвара Садата в Египте. Кстати, этот теологический орган может содействовать своим авторитетом мирному решению реальных проблем.
Поскольку гораздо легче не допустить возникновения террористических организаций, чем потом бороться со сформировавшимися структурами, все страны мира и человечество в целом должны принять меры, препятствующие возникновению терроризма.
Вопрос о причинах возникновения терроризма проработан слабо. Мы здесь не будем рассматривать случая, когда великие державы сами создают террористические организации для борьбы с другими странами, как это происходило в 20-м веке в США и СССР. Именно с этими организациями в настоящее время ведется такая трудная борьба.
Рассмотрим некоторые другие случаи возникновения террористических организаций.
1) Пример №1 — описанное выше возникновение организации «Народная воля» в России.
2) Пример №2. Тоталитарные секты.
Мы знаем из новейшей истории довольно много случаев возникновения тоталитарных сект. Наиболее известные – «АУМ Синрикё» и «Дева Мария Христос». Возникновение таких сект обычно связано с появлением лидеров с большой жаждой власти, иногда с гипнотическими способностями. У них нет возможности добиться власти на национальном уровне, но, собрав группу сторонников, они среди них имеют абсолютный авторитет и абсолютную власть. На определенном этапе такие секты могут совершать массовые самоубийства, а иногда ужасающие теракты, как «АУМ Синрикё».
3) Пример №3. Национально-освободительные движения.
Один из самых сложных случаев. В мире много народов, которые волей истории не имеют своего государства, иногда нет и культурной автономии. Самый яркий пример – 40 миллионов курдов, проживающих на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. На сегодняшний день мирных путей самоопределения нет, поэтому они перешли к вооруженной борьбе, включая теракты, которая привела к большим потерям для них и правящих стран, но не дала положительных результатов
Возможно, существуют и другие причины возникновения терроризма.
Эффективных методов предотвращения возникновения терроризма человечество еще не разработало. Однако, очевидно, что для первого случая необходимо наличие (создание) демократических институтов для обсуждения и решения возникающих проблем демократическими методами. Я думаю, что террористические методы не понадобятся, если будут другие методы решения возникающих проблем, но для этого потребуются умные и честные государственные деятели, возможно с привлечением международных органов. Ясно также и то, что ориентирование только на силовую борьбу (тюрьмы и казни) в этом случае, как правило, приводит к результатам, обратным желаемым, что и получилось в России.
Предотвращение перехода к террористическим методом во втором случае предполагает своевременно выявление тоталитарных сект и пресечение деятельности их руководителей.
Наиболее сложным является третий случай. На сегодняшний день в мире существует практика сохранения целостности государств, если, конечно, нет согласия о выделении национального анклава в отдельное государство между сепаратистской частью и основной частью государства. Поскольку современные государства сложились зачастую случайным образом, иногда волюнтаристским, например, Крым, Карабах, возникают войны, часто очень кровопролитные, после которых ненависть настолько сильна, что сохранение фактической целостности практически невозможно, и существуют непризнанные страны, дальнейшая судьба которых непонятна. В отдельных случаях возможно разделение без войны, например, Чехословакия, но это редкие случаи. Повидимому, необходимо создание международной практики решения подобных ситуаций путем проведения нескольких референдумов через длительные сроки, как это практикуется в Канаде с Квебеком.
Главное, что мешает появлению большого количества «исполнителей», – это:
¾ создание нормальной экономической конъюнктуры, при которой большинство населения имеет интересную, оплачиваемую работу, позволяющую создать семью, вести достойную жизнь и иметь удовлетворительные перспективы;
¾ предотвращение влияния экстремистов и честолюбцев на народы, здесь возможны силовые методы властей, но еще более необходима умная пропаганда моральных принципов антитерроризма и социальная ориентация молодежи на интересные и престижные специализации, на интересную и престижную жизнь, при которой не будет желания заниматься террористической деятельностью, погибнуть во имя каких-либо идей.
На современном этапе человечество вынуждено во имя самосохранения изменить основополагающие принципы организации мирового сообщества. Появилась потребность в солидарных действиях в интересах всего человечества, иногда в ущерб более мелким интересам отдельных государств. Эти действия будут направлены как на противодействие появлению террористических режимов, так и на замену террористических режимов в отдельных странах нормальными демократическими режимами.
Но, запретив террор, мировому сообществу придется разработать другие, мирные методы и механизмы решения возникающих у стран и народов проблем, зачастую при участии мирового сообщества.
Об этом в статье «Мировое сообщество 21-го века».
Илья Нейштадт, Москва.
[John Neystadt WWW] | 2378 посещений, начиная с 1.11.2007 |