Конфликт цивилизаций и мусульманский фактор

В начале двадцатого века великие русские философы предсказывали скорое возникновение так называемого конфликта христианской (европейской) и мусульманской цивилизаций

Они ошиблись в сроках. Почти весь двадцатый век происходила жестокая борьба двух систем – коммунистической в Ленинско-Сталинском понимании и капиталистической в понимании развитых европейских стран и США.

К началу двадцать первого века борьба двух систем окончилась, и на первый план вышел конфликт цивилизованных, в основном богатых, стран и мусульманского мира, причем основным оружием мусульманского мира стал массовый террор.

На сегодня очевидно, что это не несколько локальных конфликтов в разных странах, в том числе в Израиле, и не полицейские операции, а именно конфликт (или война) цивилизаций, с взаимной финансовой, и не только финансовой, помощью участвующих в конфликте стран, некоторые обозреватели называют этой конфликт началом третьей мировой войны. Конечно, мусульманский фактор – не единственная основа международного терроризма, но на сегодня он играет главенствующую роль.

Распространено мнение, что основной причиной конфликта цивилизаций является противостояние богатых цивилизованных стран («Золотого миллиарда») и остального мира, состоящего из бедных, голодающих стран со многими миллиардами жителей, угнетаемых странами «Золотого миллиарда». Однако не все так просто. Бен Ладен совсем не бедный человек, Саудовская Аравия – одна из богатейших стран мира, арабские террористы, совершившие теракт 11 сентября 2001 года в США, были образованными и совсем не бедными людьми. Идеологами и руководителями террора становятся идейные экстремисты, часто образованные и богатые люди, решающие свои политические проблемы, а исполнители терактов действительно черпаются из бедной оболваненной ими молодежи, не имеющей достойных перспектив в жизни. Так что борьба с бедностью, конечно, необходима, но сама по себе не может положить конец террору. Тем более, что, когда нехватает исполнителей, идеологи террора принимают специальные меры, чтобы единственным способом прокормиться у людей было участие в терроре. Самый яркий пример таких мер – интифада, лишившая палестинцев работы и создавшая из них источник пополнения рядов террористов.

Итак, мусульманский мир состоит не только из бедных, но и из очень богатых стран, но, тем не менее, сегодня терроризм имеет ярко выраженную мусульманскую окраску. Каковы причины этого?

Христианская религия – мирная религия

Как известно, христианская религия поначалу была абсолютно мирной, если император начинал войну, священники закрывали церкви, и народ заставлял прекращать войну. Однако, это продолжалось не слишком долго, поскольку было очень неудобно править. В пятом веке Блаженный Августин ввел понятие «справедливой войны», которая не является грехом и поддерживается религией. И христиане тоже начали воевать.

Мусульманство – религия воинов

Наоборот, Мусульманство изначально являлось религией воинов.

Мухаммед велел распространять Ислам по всему миру. И мусульманские страны должны оказывать моральную и материальную поддержку своим единоверцам в их борьбе с остальным миром. И мораль, и весь уклад жизни мусульман поддерживали их воинственность. Рассмотрим это подробнее.

Обмануть «неверного» для мусульманина не является обманом, это что-то вроде военной хитрости. О том, как Арафат не выполняет ни одного пункта договоренностей в Осло с Израилем, широко известно.

У мусульман принято многоженство, как правило, до 4-х жен, и иногда бывает и намного больше. Действительно, если мужчины всю жизнь воюют, при этом половина погибает, а у покоренных народов большинство мужчин погибает, а женщины, и свои и чужие, остаются, соотношение мужчин и женщин в семье один к четырем, вполне естественно. Дело тут, конечно, не в попытке соблюсти справедливость, а в необходимости восстановить и даже увеличить население (и количество воинов). Основным путем для юноши, чтобы обзавестись гаремом, было хорошо воевать и разбогатеть за счет трофеев (грабежа побежденных)

В результате, Ислам за полтора столетия распространился от Испании до Индонезии. Другая причина такого быстрого распространения заключалась в том, что Ислам – это, как и Христианство, не национальная, а мировая религия, Неважно, к какому народу ты относишься, но, приняв Ислам, и, желательно, выучив арабский язык, ты становишься полноправным мусульманином.

Наоборот, в мирные периоды, когда количество женщин в стране примерно соответствует количеству мужчин, Ислам приводит к большим трудностям и потрясениям.

Если у одного мужчины четыре жены, то у троих нет ни жены, ни детей, ни дома, им не дорога жизнь и они готовы на что угодно, чтобы обзавестись семьей. Отсюда заговоры и преступления.

Еще хуже с престолонаследием: если а Арабском халифате у халифа было несколько сот жен и столько же сыновей от матерей разных национальностей со своими родственниками и ментальностью, сыновья не чувствовали себя братьями, а считали братьев лишь конкурентами за престол. Поэтому, когда халиф умирал, начиналась гражданская война, которая продолжалась, пока ни оставался только один сын, и в таких войнах в халифатах участвовали сотни тысяч воинов с каждой стороны, что привело к ослаблению халифата и его разгрому монголами.

Из-за многоженства христиане дают мужу своей дочери приданное, а мусульмане платят отцу жены калым. Причина совершенно прозрачна: платят за дефицит. Поэтому мусульманские юноши более активны: им нужно заработать не только на жизнь, но и на жену. И это многих из них толкает на участие в терроре или на заработки в других странах, в которых работа оплачивается лучше.

Законы, требующие, чтобы женщины носили паранджу и не работали, - это не бессмысленная средневековая дикость. Эти религиозные предписания, как и большинство других, имеют смысл. Поскольку мужчины месяцами воевали, они  хотели, чтобы жены им за это время не изменяли. Другая цель этого обычая, а также запрета на работу женщин – это стремление не отвлекать женщин от их основной задачи – рожать и воспитывать как можно больше детей.

Что же касается необходимости выполнения разных работ по дому, то для этого у успешно  воюющих мужчин было нужное количество рабов. Например, Крымские татары, которые каждую весну ходили грабить Русь аж до времени Петра Первого, рабов нужных специальностей, например, строителей, кузнецов и садовников  не продавали в Турцию, а оставляли себе.

Казалось бы, христиане тоже долго воевали, многие месяцы, а иногда и годы, например, во время крестовых походов, а паранджи у них не было. Дело в том, что изначально христианская религия была мирной, поэтому ей соответствующую задачу не было нужно поддерживать. А когда начались крестовые походы, появился "пояс целомудрия" для тех же целей. Уходя в крестовый поход, христиане надевали на своих жен металлическое сооружение, запирали на ключ и уезжали в Палестину на годы, а часто и погибали. По сравнению с этой дикостью паранджа - шедевр комфорта и санитарии.

Как мусульманский уклад жизни поддерживает терроризм

Рассмотрим, как мусульманский уклад жизни, в том числе и многоженство, поддерживает терроризм на примере палестинского отца семейства, у которого десяток сыновей, из них несколько взрослых. Семья живет бедно: нет работы, прокормиться удается, но скудно, а вот женить хотя бы одного сына невозможно, нет денег на калым. Соответственно, нет внуков и нет уважения соседей. Вдруг, одного сына уговорили стать террористом – камикадзе. Он приобретает квалификацию в тренировочном лагере и погибает во время теракта. Что чувствует отец? Конечно, сына жалко, но преимущества больше:

¾     во – первых, сын сразу попадает в рай (сына жалко, но отец за него рад, ему там хорошо);

¾     во – вторых, отец сразу становится уважаемым человеком – отцом шахида;

¾     наконец, в третьих, и это самое важное, отец получает много денег, может женить другого сына, а то и двух, у него будут внуки.

Поэтому он одобряет подвиг сына и об этом объявляет средствам массовой информации. Более того, часто родители – мусульмане сами воспитывают у своих детей стремление стать террористами – камикадзе.

Таким образом, Ислам, не являясь тоталитарной религией, которую следует объявить вне закона и искоренить (иначе он бы не смог просуществовать более 1300 лет), содержит определенные черты тоталитарной религии, опасные как для своего, так и для других народов. И в процессе борьбы с терроризмом крайне желательна модернизация уклада жизни мусульман, чтобы он соответствовал мирной жизни и современным стандартам цивилизованных стран.

Следует отметить, что у российских мусульман, поскольку в России многоженства нет, по крайней мере, официально, эти черты тоталитаризма сильно смягчены.

Самоубийцы - камикадзе – оружие Ислама.

Ислам запрещает самоубийство, это большой грех (дорога в ад). Однако, если ситуация опасна для существования Ислама, самоубийство трактуется идеологами террора не как грех, а как подвиг во имя религии, при этом самоубийца становится джахидом и попадает сразу и независимо от предыдущих грехов в рай. Они же определяют, имеется ли смертельная опасность для Ислама в данный момент в данном месте. В Исламе нет единого центра, нет и центров его частей (как у католиков, православных христиан). И заявить, что существует такая опасность, и призвать своих прихожан к джихаду может любой экстремистски настроенный мулла.

Конфликт цивилизаций – это реальная опасность.

Итак, предпосылки для конфликта цивилизаций есть. Более того, можно утверждать, что противостояние мусульман и цивилизованных стран Америки и Европы, включая Россию, и Израиль, уже началось, причем, основным средством мусульманской экспансии сегодня является терроризм, в том числе терроризм камикадзе. Это оружие сегодня отрабатывается в Израиле при моральной и финансовой поддержке мусульманских стран и попустительстве Великих держав, и этот метод ведения войны может в любой момент быть применен в любом месте мира.

Война цивилизаций еще не всеми осознана, многое считают ее несколькими локальными конфликтами, затрагивающими другие страны, и надеются, что лично их и их страны война не коснется. Это глубокое заблуждение, подобное тому, которое было у лидеров европейских стран, когда они договаривались с Гитлером в Мюнхене. Более того, время работает не на цивилизованные страны, а на террористов, и до момента, когда у террористов появится оружие массового уничтожения, остались считанные годы. И нужно успеть одержать победу до этого момента, иначе жертвы будут неизмеримо большими.

Для этого нужно понять ситуацию, а она такова, что цивилизованные страны имеют на сегодня подавляющее превосходство в технологии, а террористы освоили методы террора гораздо более эффективные, чем методы антитеррора цивилизованных стран. Они обладают достаточным финансированием, которое им обеспечивают богатые мусульманские страны в соответствии с догмами их религии, быстро возрастающим количеством потенциальных террористов-камикадзе, мечтающих погибнуть за дело Аллаха, которых беспрепятственно воспитывают и обучают мусульманские идеологи. Что касается средств ведения террора, террористы успешно используют средства, произведенные в цивилизованных странах.

Наоборот, цивилизованные страны, в которых пока не было крупных терактов, не осознали серьезности проблемы и не используют свой потенциал для победы в этой войне, не понимают насколько опасно промедление.

Пути преодоления конфликта цивилизаций.

Прежде всего, необходимо понять, что применять против террористов их же оружие мало продуктивно. Уничтожение террористов и их руководителей удовлетворяет понятное чувство мести за убийство своих граждан, но не может быть единственным и даже основным средством борьбы с террором, поскольку исполнители и руководители терактов воспроизводятся вместо погибших с достаточной скоростью, чтобы террор не прекратился. Гораздо важнее уничтожить всю инфраструктуру террора, включающую моральную, финансовую и материальную поддержку террора. Как может выполняться уничтожение инфраструктуры террора?

Для уничтожения инфраструктуры террора должны приниматься меры, делающие невыгодным и даже опасным любую террористическую деятельность, включая поддержку террора.

Например, для Палестинской автономии нельзя допускать, чтобы семьям террористов платили, если их сын или дочь участвовали в теракте, тем более, если они погибали во время совершения теракта. Наоборот, семья должна нести трудновосполнимые потери, например, разрушение ее дома и депортацию, а в случае, когда какой-либо город превращается в гнездо террористов, если многие его жители совершили теракты, все жители города могут быть  депортированы, а сам город разрушен и превращен в зону безопасности. Куда депортировать? Это отдельная проблема. Лучше всего, в те страны, которые призывают палестинцев устраивать теракты, например, в Ливан. Это безусловно будет невыгодно правительствам этих стран, поскольку создаст для них определенные проблемы.

Если после «успешного» теракта портреты погибшего террориста вывешиваются на стенах домов и происходят демонстрации, прославляющие его подвиг, руководители этой акции моральной поддержки террора должны понести подобное же наказание.

Наоборот, семьи жертв террора должны получать большие компенсации за погибших за счет средств организаторов террора, в Израиле – из средств Палестинской автономии.

Идейные вдохновители террора, которые призывают к его продолжению, берут на себя ответственность за совершенные теракты, должны арестовываться и предаваться суду, как террористы. Необязательно бомбить их автомашины, достаточно потребовать их выдачи, от администрации городов, где они скрываются, установив для выдачи определенные сроки, а в случае, когда  выдача в установленные сроки не произойдет, администрация этих городов должна привлекаться к ответственности.

Крайне желательно, чтобы были приняты соответствующие законодательные акты, иначе неизбежны двойные стандарты при борьбе с террором.

Международное антитеррористическое законодательство

Необходимо также, чтобы были принято международные антитеррористические законы, определяющие, какие действия подпадают под понятия «террор» и «террорист». Без этого нельзя уничтожить инфраструктуру террора в мире. Сегодня под террористами понимают исполнителей терактов и их непосредственных руководителей. Этого недостаточно. Когда убивают политических деятелей, бизнесменов или любых других граждан, уголовные кодексы цивилизованных стран под преступниками понимают также заказчиков убийств, людей, оплачивающих заказные убийства, и людей, призывающих к убийству тех или иных деятелей.

Совершенно необходимо те же принципы распространить и на терроризм. При этом не следует оглядываться на многочисленные прецеденты времен противостояния двух систем, когда многое державы, в том числе Россия и США, поддерживали и обучали террористов для борьбы против других стран. Сейчас другие времена, терроризм стал слишком опасен для человечества и должен быть запрещен. Он должен быть отнесен к той же категории понятий, как людоедство или работорговля. Никому ведь не придет в голову сказать: «Он не людоед, он просто голоден». Точно также, никакие цели и никакие обстоятельства не должны оправдывать применение террора, как средства достижения этих целей.

Очевидная опасность для всего человечества, связанная с угрозой появления у террористов оружия массового уничтожения, определяет срочность запрещения терроризма на международном уровне, лучше всего на уровне ООН. При этом запрещение терроризма должно сопровождаться определением мер по борьбе с организациями и странами, которые обучают террористов, направляют их на теракты, финансируют, предоставляют террористам свою территорию, оказывают террористам моральную поддержку, призывают к совершению терактов.

Такими мерами должны стать политическое, экономическое давление, привлечение руководителей и идеологов террора к международному суду, в необходимых случаях военные акции, подобные военным акциям в Ираке, Югославии и, Афганистане.

Возможная роль в борьбе с терроризмом ведущих мусульманских стран и мусульманского духовенства

Крайне желательно, чтобы терроризм осудило руководство мусульманских стран и мусульманское духовенство.

Возможно ли включение ведущих мусульманских стран в борьбу с терроризмом? Не войдет ли это в противоречие с основами мусульманской религии? Представляется, что возможно. Многие политологи, в том числе Е. М. Примаков, считают, что исламский экстремизм возник не в результате естественного развития Ислама, а в ходе возникновения и деятельности ряда исламских сект, идеология которых далека от традиционного Ислама. В частности, в Коране наряду с изречениями, которые можно трактовать, как призывы к насилию, в обилии содержатся призывы к миру, терпению. В случае применения силы против противников Ислама, Коран призывает не причинять вреда мирному населению. Право на самоубийство мусульман Коран отрицает.

Следует отметить, что исламский фундаментализм и экстремизм не только не нужен, но и опасен для богатых и авторитетных арабских стран, таких как Саудовская Аравия, Турция, Египет, Иордания, Кувейт, некоторые из которых сами пострадали от мусульманских экстремистов. Они заинтересованы в мирном сосуществовании и хороших отношениях с западной цивилизацией.

Представляется, что, когда США, страны Западной Европы и Россия совместно решительно потребуют у авторитетных мусульманских стран, полного прекращения любой поддержки мусульманских террористов и осуждения терроризма, богатые мусульманские страны будут вынуждены это сделать, причем сделают это с облегчением, поскольку искоренение терроризма соответствует их собственным интересам. Представляется также, что в этом случае авторитетное мусульманское духовенство перечисленных стран призовет мусульман к отказу от экстремизма, как от извращения Ислама, и, может быть, смягчит некоторые предписания Ислама, не соответствующие современной жизни.

Это облегчит и борьбу с другими (немусульманскими) очагами терроризма и позволит осуществить прорыв в борьбе с бедностью во всем мире, тем более, что этот прорыв может быть достигнут затратой гораздо меньших финансовых средств, чем средства, которые сегодня тратятся на гонку вооружений, поддержку терроризма и борьбу с терроризмом.

Богатые мусульманские страны смогут сделать огромный вклад в обеспечение приемлемого уровня жизни всех мусульман мира, например, путем создания на месте пустынь, расположенных на Ближнем Востоке и в Северной Африке, нужного числа оазисов, пригодных для жизни, и, создавая совместно с США, Европейскими странами и Россией рабочие места в бедных мусульманских странах. Такая деятельность мирового сообщества в числе прочих проблем сможет существенно облегчить мирное решение всех проблем израильско-палестинского противостояния

Таким образом, противостояние цивилизаций может быть преодолено, единственное, что для этого нужно – это политическая воля США, Европейских стран и России и их совместные действия.

Илья Нейштадт, Москва


[John Neystadt WWW] 2533 посещений, начиная с 1.11.2007